Путешествие в Швецию.
(выдержки из он-лайн блога и рукописного дневника)

                                                     Ирпень, 28.Х.2007

  Завтра вылетаем в Швецию. Будем представлять Украину и "ИК" на "26th
Uppsala    International    Short    Film    Festival".    Семь   дней
короткометражного  кино:  с  одиннадцати утра до одиннадцати вечера мы
будем  смотреть  фильмы со всего мира, специальные программы канадской
анимации,  нордического  документального  кино  и  многое  другое; а в
перерывах   приглашать  независимых  кинематографистов  на  "Ирпенский
кинофестиваль"  и  наслаждаться  одним  из  старейших  городов  Европы
(Уппсалой),  а  также  посещать  её  официально  признанную культурную
столицу (Стокгольм).


Уппсала, 21.Х.2007 А вот и мы, первое сообщение из Уппсалы! По порядку: долетели отлично, почти не трясло. Ели холодные закуски, делали бутеры из ветчины.. В город выбрались быстро, никаких проволочек ни с паспортным контролем, ни с багажом. Водитель уже ждал нас, и через полчаса мы приехали в отель. По дороге Дэвид немного рассказал о кинофестивале, о городе и своих путешествиях в Канаду, а также выложил всё, что знал об Украине. В гостинице не пришлось заполнять никаких анкет - сразу видно, что организация серьезная, и фестиваль за всех своих гостей зуб дает (но в номере обнаружились несколько гвоздиков без картин). Номер удивил и порадовал - это не столько гостиничный номер, сколько квартира для молодой пары. Здесь две кровати (стоят по разные стороны комнаты), холодильник, электроплита, посуда, микроволновка, чайник и даже кофе и чай, сливки и сахар. Отлично.

Совершили небольшую прогулку по городу. Душевно! Какие-то люди иска- ли свою кошку. Большую. Мы сказали, что в той стороне, откуда пришли, не было ни одной кошки. Такие дела.. Не представляю себе, как они най- дут ночью свою кошку (мне кажется, она черная).. Идем пить чай и спать. Завтра начнется фестиваль, и мы должны быть готовы! День 1 (22.X.2007, 16:15) Сегодня с утра встали в начале девятого (по нашему времени - в нача- ле десятого), позавтракали за настоящим шведским столом (потому, что в Швеции!), после чего направили свои стопы в гостевой центр. Нашли Мерайу Бокс, вручили презенты из Украины, аккредитовались (получили голубые бейджики гостей фестиваля, именные), получили материалы фестиваля (книгу с программой фильмов, расписание различных фестивальных мероприятий и карту города), выслушали ценные указания, взяли билетики на ближайший показ (при этом с нас хотели взять 60 крон, это примерно 50 гривен, но когда мы объяснили, что у нас всё free of charge - извинились и пожелали приятного просмотра), нашли нужный кинотеатр (все четыре кинотеатра расположены довольно близко друг от друга, на параллельных улицах), разместились в небольшом зале (думаю, на сотню мест) и начали просмотр.

Прежде всего, несколько нота бене. Зал очень стильный, старинный, но в отличном состоянии. Фильмы запускали вперемешку то с пленки, то с ДВД. Никакого официоза не было, вышла ведущая, сказала несколько слов на шведском, затем повторила то же на английском, пожелала приятного просмотра и попросила проголосовать после показов (почти как на "Ирпенском кинофестивале"!) и удалилась. Зрителей было всего 14 человек (вместе с нами). Между фильмами не было никаких заставок, но включали на минуту-другую свет, таким образом прерывая непрерывность.

Программа, которую мы смотрели, называлась "Teknikens under", 8 фильмов. В основном, конечно, не очень впечатлило, но есть и настоящие находки. К таким я могу отнести "Pick up" французского режиссера Мануэля Шапира. Это 17-минутная история о девушке, которая, будучи застенчивой и закомплексованной, сидела в квартире, глядя в окно, и звонила на телефон-автомат, стоящий напротив ее дома. Она общалась с прохожими мужчинами и парнями, флиртовала с ними, но никогда не показывалась в окне, не приглашала их подняться к ней, и сама не выходила к ним. Пока, наконец, не появился её чёрный принц.. Ещё одна любопытная лента - "Рэймонд" - о человеке, который.. Не знаю даже, что сказать. Он был экспериментатором. Либо эксперименты проводили с ним. Поместив в небольшую комнатку, с ним вытворяли различные штуки: били о стены, подбрасывали, как мячик, сгибали и разгибали. Потом Рэймонда многократно клонировали, и играли в настольный футбол, а затем даже устроили дискотеку с множеством клонов. Смотрится забавно, но идея остается за кадром. Хороший анимационный фильм "The cotton necktie", повествующий о стирательной резинке в застенках, работающей над стиранием из ирано-английского словаря такие слова, как надежда, свобода, любовь.. Получающей за эту работу золотые монеты.. Но в целом впечатление удручающее. Очень много негатива в лентах. G, опечаленная этим фактом, вспоминая и фильмы "ИК", сказала, что нужно сделать фестиваль позитивных фильмов. Наверное, программу "ИК-6" будем отбирать по этому принципу! Один фильм измочалил нас совершенно - китайская документальная кар- тина "Zone of initial dilution", где на протяжении получаса мы имели удовольствие наблюдать статичные пейзажи загаженного индустриального Китая, и слушать перечисление небольших городов и поселков этой великой нации. Картина должна была быть показана в середине программы, но по техническим причинам её запустили в конце, испортив впечатление от французской ленты, о которой я написал выше. Мы уже составили программу мероприятий и показов, на который постараемся присутствовать в течение этой недели. Программу кино сможем посмотреть лишь на половину. Слишком много всего. В то же время, любой фильм, который будет показан на фестивале этого года, можно в любое время посмотреть в фестивальной кино-библиотеке, что, на мой взгляд, является очень хорошим подспорьем таким серьезным представителям кино, как мы.

Нужно заправиться билетами на все показы, где мы хотим побывать. В 19 часов - торжественное открытие фестиваля с последующей вечеринкой. (25:34) Очень нравится неторопливая атмосфера фестиваля, да и всего города (не берусь судить по Уппсале обо всей Швеции). Кроме того, всем гостям и участникам здесь предоставлена полная свобода перемещения и участия в просмотрах и мероприятиях. Можно хоть вообще на фестивале не показываться... Кстати, из русскоязычных здесь два аниматора (сестры из России) и организаторы трех кинофестивалей: Молдавского, Канского и Ирпенского. Однако, пока что мы не слышали на фестивале русской речи. День 2 (23.Х.2007, 1:39) Небольшой отчет об окончании первого дня фестиваля. Вернувшись в "Grand" - кинотеатр, где находится база оргкомитета, вернее, координаторов гостей, мы прояснили все интересующие нас вопросы, записались на поездку в Шведский институт кино (количество мест ограничено 25-тью, потому желательно было сделать это пораньше), сфотографировались для архива фестиваля, набрали билеты на все показы, которые мы четко распланировали с учетом всевозможных фестивальных мероприятий и отдыха.

Взяли билетики также и на ближайший сеанс - Short Matters 1 - в программу которого вошли фильмы-победители различных европейских фестивалей. Начало впечатлило просто невероятно. Первая работа - мультфильм "Доставка". Авторская работа, полностью выполненная в "3D Max" и "After Effects", выполненная не только очень профессионально и качественно, но и с душой.. Отшельнику, живущему недалеко от огромного урбанистического города, доставляют посылку. В посылке - металлический ящик. Когда отшельник нажимает на кнопку, оказывается, что в ящике - фрагмент его собственного мира.. В общем, очень позитивная работа, хотим пригласить автора принять участие в "ИК". Следом за "Delivery" был ещё один позитив - "Vincent", история о мальчике, который был немного задумчивым и с легкими параноидальными наклонностями. Его взаимоотношения с родителями и оригинальное мировосприятие окружающего мира явились фундаментом этой блистательной короткометражной комедии. Постараемся пригласить и этого автора к нам в Ирпень! К сожалению, прочие фильмы в этой программе не произвели положительного впечатления, кроме, пожалуй, последнего - "For Interieur" - французской ленты о мальчике, его родителях и дедушке, который сохранял разные звуки-события в жестяных банках из-под крупы или чая.. Весь фильм меня не покидало ощущение дежа вю. Даже сейчас мне кажется, что я уже видел этот фильм. В общем, это, пожалуй, не исключено, т.к. он снят в 2004-м году.. Гран-при на кинофестивале в Кракове. А после было открытие фестиваля в "Слоттсе", где мы уже побывали утром. Правда, с тех пор погода испортилась - дождь пошел более плотно.. Но это ничуть не ухудшило нам настроение!

Никлас Гиллберг, директор фестиваля, встречал всех на входе и пожи- мал руки. Мы узнали друг друга, посмеялись, перекинулись парой слов, я сообщил, что в рюкзаке - подарки для него, и решено было встретиться после церемонии на вечеринке в честь открытия фестиваля. В холле столпилось довольно много людей (зал на 130 мест был полностью заполнен), волонтеры разносили шампанское и конфеты. Познакомились с одним пареньком-волонтером. Он - синематографер, приехал из Сирии учиться. Сообщил, что у него на Родине заниматься искусством решительно невозможно. Денег за это не платят, и вообще, никому ничего такого не нужно. Вот он и думает, как жить дальше. А пока - присматривается ко всему. Поведал также, что однажды снимался в кино. И был очень впечатлен тем, что мы - фильммейкеры, выразив надежду, что когда-нибудь увидит наши фильмы. Открытие также прошло без излишнего пафоса. Было несколько фотогра- фов, человек с большой камерой. На фортепиано играл какой-то пианист. Несколько раз показывали фестивальную заставку, но всякий раз без звука, а по окончании загоралась надпись "No signal", что возбуждало и веселило зал, вызывая аплодисменты. Несколько организаторов и гостей сказали речи, после чего мы посмотрели несколько избранных картин из различных специальных программ фестиваля этого года и под проливным дождем переместились в ресторан, где поужинали, выпили красного сухого вина, поприветствовали Никласа поближе..

Завтра нас ожидает 5 программ. Посмотрим, выдержим ли мы такой брейн-сторм, лавину впечатлений и эмоций.. И, всё же, как приятно смотреть фильмы, уже отобранные кем-то! Смотреть на фестивале ВПЕРВЫЕ, а не в третий или четвертый раз.. Да, действительно приятно. Кстати, немного статистики: на фестиваль прислано около 2,5 тысяч фильмов, из которых для международного конкурса было отобрано всего 75. Шведские программы - отдельный разговор, тут у меня нет данных, но есть данные по призам. В конкурсе национального кино главный приз - 25 тысяч крон. Это чуть больше 20 тысяч гривен. Не так плохо, верно? Так что, друзья, снимайте хорошие фильмы и посылайте их в Уппсалу! Наверняка победителям международного конкурса тоже что-то обломится. Если не деньги, то, по крайней мере, море позитива и уважения.

День 3 (24.Х.2007, 23:27) Подходит к концу третий день фестиваля. Мы уже довольно подробно изучили центральную часть города, примерно поняли, что на каких показах можно увидеть, познакомились с некоторыми фильммейкерами (например, с двумя сестричками-близняшками-аниматорами из Санкт Петербурга), некоторых пригласили поучаствовать в нашем фестивале. Надо будет подумать с аккомодацией, т.е. размещением. Думаю, в нашу дорогую и не очень гостеприимную гостиницу посылать людей не стоит.. Так что, друзья "Ирпенского кинофестиваля", мы будем нуждаться в вашей помощи! В пять была Медиа-тусовка, т.е. представители одной компании - спонсора фестиваля - угощали вином и закусками, а также рассказывали в двух словах о своих инициативах. Мы попытались выяснить, представляет ли какой-то интерес в этом направлении Украина. Оказалось, что в ближайшие несколько лет не представляет. Т.к. их компания, насколько мы поняли, занимается выкачиванием денег из министерств культуры и перекачиванием их по Западной Европе.. И если Украина будет готова вступить в этот финансовый кругооборот, ей будет позволено включиться в кругооборот культурный. Что ж, так тому и быть. А мы остаемся при своем мнении, что независимое искусство лучше! День 5 (26.Х. 2007, 11:12) Краткий отчет перед поездкой в Стокгольм с целью посещения Шведского института кино.. Тур Ингмара Бергмана оказался небольшой прогулкой по центру города, где гид на красивом английском рассказала и показала нам дом, где он родился и провел детство, церковь, где поженились его родители (тот самый древний костел, который является главной достопримечательностью города), на каких улицах и в каких домах он снимал свои фильмы. В целом - интересно, хотя, признаться, я рассчитывал, что мы побываем в тех местах, где жила его семья, когда уехала от бабушки (всё это подробно описано в автобиографическом "Воскресном ребенке" Бергмана).

(21:17) Вернулись с прогулки по Стокгольму. Очень напомнило Санкт-Петербург.

(26:05) Ужинали с представительницей Канского кинофестиваля (из города Канска, не из Канн, если вдруг вы подумали..). Делились опытом, фести- вальными байками, проектами и прочим. Специальную программу "Геи и лесбиянки" пропустили (благо, мы посмотрели эту программу в последний день, и хотим сообщить, что эта программа оказалась наилучшей из всех программ и ретроспектив фестиваля: наиболее позитивная, милая, веселая и душевная). Зато не пропустили так называемые фантастические фильмы. Что можно сказать по этому поводу.. Из десяти фильмов только один мультфильм был позитивным. Остальное - треш и мрачняк. Действительно, натуральный треш. Например, фильм следующего содержания: здоровый мужик придурковатого вида точит топор, лезет в подвал, откуда раздаются детские голоса, достает оттуда (ребенка?!) и начинает его рубить, резать, пилить, прокручивать через мясорубку и пр. При этом виден только сам мужик, дурновато хохочущий и фонтаны крови.. Или другой фильм, где парень с девушкой сидят в баре, она замечает в его носу волосы, дергает за них, и вместе с волосами на стол падают его мозги.. Но это ещё можно вытерпеть, а вот тупой мрачный депрессняк - нет. А его было чертовски много. Даже не хочется вспоминать. Завершал программу кукольный мультфильм в стиле "Дома тысячи трупов" Роба Зомби. Никому не рекомендую смотреть подобную дрянь. Догадайтесь, кто авторы мультфильма?! Те же ребята, которые сняли "Лупе и Бруно", фильм-победитель "ИК" этого года.. Парадокс. Странно, что людей так сильно бросает из позитива в негатив.. Утвердились в мысли о том, что Шестой "ИК" надо делать под девизом "Генерируй позитив!".

За последние дни познакомились со многими фильммейкерами. В том чис- ле, снявшими неплохие работы. Думаю, многие из них станут нашими участниками. Конечно, если работы их будут оценены, как позитивные.

Завтра - торжественное закрытие фестиваля и торжественная вечеринка с дискотекой до трех часов ночи. У нас уже зреют планы на вечер.. А сегодня Уппсала гудит. Пятница.. Всю неделю ровные и спокойные шведы в сегодняшнюю ночь просто как с цепи сорвались. На улицах полно пьяных подростков, все кричат, шатаются при ходьбе, короче веселятся. Молодцы. Чтят традиции. Говорят, Москва тоже начинает склоняться к подобным пятничным мероприятиям. Мир становится ближе. Скоро все страны будут одинаковыми. Одни телепрограммы, одинаковые традиции, МакДональдсы и кока-кола.. Но мы постараемся хоть как-то противостоять этому независимым (в том числе от подаренного бюджета) кино, андеграундной музыкой и самиздатовской литературой. А также форумами, свободой слова и полетом творческой фантазии.

День 7 (28.Х.2007, 3:49) Сегодня был очередной насыщенный событиями день. В первой половине дня мы были на кинопоказах, в 19 состоялось торжественное закрытие фестиваля и награждение победителей. Конечно, это было немного нудно. К тому же, у нас был план устроить вечеринку с Хасаном и его девушкой-шведкой, потому сидели, как на иголках. После речей и просмотра небольшого шведского фильма мы отправились в гостиницу за пивом, где и провели первую часть вечера. Около одиннадцати мы решили посетить вечеринку по поводу закрытия, с дискотекой. Народа было много, наконец-то познакомились с представительницами Молдовского кинофестиваля.. Это, кстати, отдельная история. На самом деле, такого фестиваля ещё не существует. Они уже третий год его организовывают, но никак не организуют, поскольку не могут найти финансирование. При этом, им предлагают залы, бесплатное проживание в гостиницах для участников, но никто не предлагает денег. А без денег они не представляют себе фестиваля, т.к. надо платить людям зарплату, надо печатать книжечки и программки, и т.д. и т.п. В общем, кое-как объяснив нашу позицию, т.е. некоммерческий дух и принципы организации "ИК", мы пошли к сцене, где играла живая шведская группа, попытались немного потанцевать (это, всё же, дискотека?!), но вскоре музыка прекратилась и нам пришлось уйти.. ..Так закончилась вторая часть вечера. Вместе с нами ушли девушки из Питера, близняшки-аниматоры. Все вмес- те мы снова отправились в гостиницу, где попили чай и кофе, перекусили и пообщались на ломаном английском. Украина, Россия, Швеция и Сирия. Очень интернациональный круглый стол у нас получился.

Завтра уже не будет никаких фестивальных мероприятий. Только показы. Быть может, мы посетим ещё несколько из запланированных программ, но в целом мы уже очень устали от кино. Наверное, на месяц возьмем отпуск от всего этого. Восстановимся, переварим увиденное и полученный опыт, после чего с новыми силами возьмемся за свой фестиваль и прочее творчество. Кстати, опыт показывает, что наш фестиваль таки уникален. Отсутстви- ем бюджета, спонсоров, дотаций и грантов, своими принципами и способом проведения.. Собираемся составить некое FAQ фестиваля, где полностью опишем концепцию, принципы и нюансы его организации, потому что никто не верит, что наш фестиваль возможен, странно даже, что он вообще существует, при том, что в него никто не верит! Но это, знаете ли, вдохновляет. Действительно, это - невероятно, но это - реально! Посему, друзья, если вы хотите задать какие-то вопросы для нашего будущего FAQ - милости просим! Здесь на форуме, по почте, по телефону, лично - как угодно. Давайте сделаем это вместе! И, конечно, ещё раз спасибо всем вам за помощь и моральную поддерж- ку! Без вас у нас ничего бы не вышло!

Сергей “2B” Туби
организатор "Ирпенского кинофестиваля"

оставить комментарий


© 2007 2B
использование материалов приветствуется при наличии письменного разрешения автора.